Кормиловский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Вниманию потребителей!

С 20 мая по 03 июня 2019 года в Консультационном пункте для потребителей проводится «горячая линия» по вопросам качества и безопасности детских товаров. Обращаться по телефонам: -8 (38155) 27-126, - 8 913 627 47 38.

 Все желающие получить консультации и разъяснения по вопросам защиты прав потребителей могут также обратиться лично по адресу: г. Калачинск, ул. Больничная, 14, каб. № 31 или по Skype (логин fbuz55).
Часы работы Консультационного пункта: с понедельника по пятницу с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин.

(Статья №1)
«Пора отпусков! Что необходимо знать при приобретении путевки?»
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее Закон № 132-ФЗ) организацией путешествия занимаются компании, осуществляющие туристскую деятельность, на основании заключенного с туристом договора о реализации туристского продукта, то есть комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (ст. 1 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).
Важно! Внимательно отнестись к выбору турфирмы и предоставляемой ею информации, так как качество оказываемых туристических услуг не всегда отвечает заявленному.
Согласно ч. 8 ст. 4.1. Закона № 132-ФЗ заниматься туристской деятельностью вправе только туроператоры, которые указаны в Едином федеральном реестре туроператоров РФ. Данный реестр, на основании п. 1 Административного регламента, утвержденного Приказом Минкультуры России от 10.06.2016 № 1321, формирует и ведет Ростуризм. Внесение в данный реестр служит своего рода гарантией, что туроператор выполняет следующие обязательные требования: 1) обладает финансовым обеспечением, то есть заключил договор страхования гражданской ответственности и (или) имеет банковскую гарантию, которые гарантируют финансовое обеспечение ответственности туроператора за неисполнение договора о реализации туристского продукта; 2) должностные лица туроператора соответствуют определенным профессиональным требованиям.
В случае заключения договора с турагентом, перед покупкой туристского продукта (путевки) необходимо проверить, с каким туроператором работает турагент и внесен ли этот туроператор в Единый федеральный реестр туроператоров, а также каков размер его финансового обеспечения и (или) фонда персональной ответственности (ст. 4.2 Закона № 132-ФЗ). Получить эту информацию можно в Интернете на официальном сайте Ростуризма.
Что должен содержать договор о реализации туристского продукта?
Важно! При заключении договора необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, при малейших сомнениях обратиться к сотрудникам туристской компании за разъяснением!
В соответствии со ст. 10, 10.1 Закона № 132-ФЗ, п. 14(2) Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 (далее Правила), договор о реализации туристского продукта должен содержать следующие условия:
• о продавце туристского продукта (турагенте или туроператоре), в том числе наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес (место нахождения), почтовый адрес, банковские реквизиты;
• о туроператоре, в том числе адрес (место нахождения), почтовый адрес, реестровый номер;
• о размере финансового обеспечения туроператора, сведения о договоре страхования ответственности туроператора и (или) банковской гарантии и сведения об организации, предоставившей финансовое обеспечение. Если организаций, предоставивших туроператору финансовое обеспечение, несколько, должны быть указаны раздельно сведения о размерах страховых сумм или банковских гарантий по договорам, заключенным с каждой из этих организаций;
• о туристе (покупателе), включая сведения, необходимые для оформления туристского продукта (путевки);
• об общей цене туристского продукта (путевки) в рублях и порядке ее уплаты;
• о туристском продукте (путевке), включая сведения о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия (условия проживания, питания, наличие экскурсовода и т.д.);
• о продолжительности путешествия, включая дату его начала и окончания;
• о порядке сопровождения туристов, включая встречи и проводы;
• о правах, обязанностях и ответственности сторон;
• о порядке изменения и расторжения договора, урегулирования споров или возмещения убытков;
• о порядке и сроках предъявления туристом претензий;
• о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате по договору страхования ответственности туроператора или по банковской гарантии;
• о порядке и сроках предъявления туристом требований о возмещении реального ущерба за счет фонда персональной ответственности туроператора;
• условия выдачи туристу электронного билета, документа о бронировании места в гостинице или ином месте размещения.
Приложениями к договору о реализации туристского продукта могут являться следующие документы: заявка на бронирование, содержащая сведения о туристах и перечень услуг, а также перечень информации, доведенной продавцом туристского продукта до заказчика; информация о туроператоре; информация о турагенте - если договор заключается с турагентом; опись документов, принятых от заказчика.
Важно знать! В соответствии с ч. 3 ст. 10.1 Закона № 132-ФЗ при заключении договора о реализации туристского продукта с турагентом последний должен представить туристу копию доверенности туроператора на заключение договора. Договор о реализации туристского продукта должен содержать сведения о заключении в пользу туриста договора добровольного страхования, условиями которого предусмотрена обязанность страховщика осуществить оплату и (или) возместить расходы на оплату медпомощи в экстренной и неотложной формах, оказанной туристу на территории страны временного пребывания при наступлении страхового случая.
При выездном туризме турист письменно информируется о возможности обращения за экстренной помощью с указанием контактной информации объединения туроператоров в сфере выездного туризма (ст. 10 Закона № 132-ФЗ; п. 14(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452).
Туристу под личную подпись должно быть разъяснено, что в случае отказа от заключения договора добровольного страхования расходы на оказание медпомощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания несет сам турист, а расходы на возвращение тела (останков) несут лица, заинтересованные в их возвращении (ст. 17 Закона № 132-ФЗ).
Какие документы выдаются потребителю?
На основании ст. 10 Закона № 132-ФЗ, п. 19 Правил, исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и другие), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя.
В случае если потребитель выезжает за пределы территории Российской Федерации, исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт, в том числе билет, подтверждающий право на перевозку (в том числе чартерную) до пункта назначения и обратно либо по иному маршруту, согласованному в указанном договоре (в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена выдача билета для соответствующего вида перевозки), ваучер, заключенный в пользу туриста договор добровольного страхования (страховой полис), соответствующий требованиям статьи 17 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в случае, если такой договор заключен исполнителем от имени страховщика), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. При оформлении билета в электронном виде потребителю выдается выписка из автоматизированной системы, содержащей сведения о перевозках.
Как защитить свои права если не исполняется договор о реализации туристского продукта?
Согласно ст.10 Закона № 132-ФЗ каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;
- изменение сроков совершения путешествия;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий в соответствии с п. 1, 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».
Если исполнитель нарушил сроки оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе в том числе установить новый срок либо отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему.
За нарушение установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги).


(Статья №2)
Право на судебную защиту: В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон РФ № 2300-I), защита прав потребителей осуществляется судом. Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел, и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и Законом РФ № 2300-I. Дела о защите прав потребителей рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке искового судопроизводства. В суд необходимо представить исковое заявление, составленное письменно и содержащее обязательные реквизиты (п. 1 ч. 1 ст. 22, ч. 1, 2, 4 ст. 131 ГПК РФ; п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
В соответствии с ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении обязательно указываются: 1) наименование суда, в который подается иск; 2) наименование истца, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 3) наименование ответчика, его место жительства (место нахождения - если ответчик организация); 4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования; 5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм; 7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или договором сторон; 8) перечень прилагаемых к заявлению документов. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем, наделенным полномочиями на подписание и подачу иска. На основании п. 3 ст. 17 Закона № 2300-I, пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн. руб. Если цена иска превышает 1 млн. руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. руб.
Подсудность: По выбору потребителя иск может быть предъявлен (ст. 28, ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ; п. 2 ст. 17 Закона № 2300-I): 1) по месту жительства или пребывания потребителя; 2) по месту нахождения ответчика - организации или ее филиала (представительства) либо по месту жительства ответчика - индивидуального предпринимателя; 3) по месту заключения или исполнения договора (продажи товара, выполнения работы, оказания услуги). На основании п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ при цене иска не более 50 тыс. руб. иск подается мировому судье, а свыше указанной суммы - в районный суд.
Досудебное разрешение спора: В некоторых случаях для обращения в суд необходимо соблюсти порядок досудебного разрешения возникшего спора (в таких случаях как споры по туристским услугам и услугам связи, по спорам, вытекающим из перевозок пассажиров, груза автотранспортом, спорам, вытекающим из договоров ОСАГО). Поэтому подать исковое заявление можно только после отказа продавца (изготовителя, исполнителя) добровольно удовлетворить требования потребителя или при отсутствии ответа на претензию потребителя (ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ, ст. 39 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ч. 4 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, ч. 2 ст. 452 ГК). Когда досудебное урегулирование возникшего спора необязательно, направление претензии продавцу (изготовителю) товара или исполнителю работы (услуги) до подачи иска позволяет разрешить спор без лишних затрат времени и средств, связанных с необходимостью обращения в суд. В соответствии п. 6 ст. 13 Закона № 2300-1при удовлетворении судом требований, которые не были выполнены продавцом (изготовителем, исполнителем) добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% присужденной ему суммы.
Уважаемые потребители! В случаях нарушения ваших прав исполнителями услуг или продавцами товаров, обращайтесь в наш консультационный пункт для потребителей, где вам окажут квалифицированную помощь в составлении претензий, исковых заявлений и обращений в надзорные органы.
Юрисконсульт филиала
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Омской области в Калачинском районе»
М.Ж. Сагнаева

 


16.05.2019 12:59

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter