Кормиловский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

В 1891 году был окончательно решен вопрос о постройке сплошного через всею Сибирь железнодорожного пути, признавшейся самим Государем «истинно народным делом».
Об истории образования станции Кормиловка

Об истории образования станции Кормиловка

В 1891 году был окончательно решен вопрос о постройке сплошного через всею Сибирь железнодорожного пути, признавшейся самим Государем «истинно народным делом».

Для общего руководства постройки рельсового пути и осуществления, связанных с нею вспомогательных предприятий по содействию колонизации и промышленному развитию страны было учреждено, по Высочайшему повелению, 10 декабря 1892 года особое высшее учреждение – Комитет Сибирской Железной Дороги.

На пост Председателя Комитета Сибирской железной дороги призван был Высочайшею волею благополучно Царствующий Государь Император Николай II. Для ближайшего заведывания постройкой линии Сибирской железной дороги было учреждено в 1893 году Управление по сооружению Сибирской железной дороги, вошедшее при последнем преобразовании Министерства Путей Сообщения (8 мая 1899 года в состав Управления по сооружению железных дорог).

Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до Кривощеково, в то время Ново-Николаевска (Новосибирск), строителем которой был инженер К.Я.Михайловский, протяженностью 1332 версты открывалась для движения участками: участок Челябинск – Курган, протяженностью 241 версты, открыта для временного движения 4 октября 1893 года; участок Курган – Омск, длиною 504 вер. – 1 сентября 1894 года; участок Омск – Кривощеково (Ново-Николаевск), протяженностью 587 верст – 1 сентября 1895 года. Правильное пассажирское и товарное движение на всем протяжении Западно-Сибирской железной дороги было открыто 15 октября 1986 года. Датой основания железнодорожной станции Кормиловка является 15 октября 1896 года - день ввода в эксплуатацию Западно-Сибирской железной дороги.

Расположение железнодорожной станции Кормиловка неподалеку от очень крупной станции Омск и отсутствие поблизости фабрик, заводов, ярмарок значительно разгружало ее от перевозок (основная масса грузов отправлялась из Омска). В основном со станции Кормиловка отправлялось зерно. Груз доставлялся преимущественно из села Богдановичи (д. Богдановка), что в четырех верстах от станции, где было 900 душ населения.
Первоначально на станции Кормиловка были уложены главный путь и два обгонных. Южнее проложен тупиковый для погрузочно-разгрузочных работ. Прокладывался водопровод от Оми, возводился вокзал, водонапорная башня и несколько домов для служащих в полосе отчуждения. Севернее станции на землях участка, отведенного для переселенческого поселка Богдановичи (д. Богдановка), появились шалаши, землянки, а потом и избы строителей. Возник новый поселок, за которым закрепилось название Стационно-Богдановский.

К 1900 году на самой станции Кормиловка имелись жилой дом, пассажирская платформа, ледник, пожарный и простой сараи, водогрейка, водоподъемные и водоемные здания, пассажирские здания, шесть кладовых, две стрелочные будки, баня, барак, дом жандарма, товарная платформа. В 1913 году в штате железнодорожной станции были: начальник станции с жалованьем 708 руб., два помощника, пять стрелочников, два служащих, сторож охраняемого груза, младший телеграфист. В этом же году было отправлено 459602 пуда грузов, прибыло 674921 пуд, нагружено 387413 пудов, выгружено 20568 пудов грузов.

Отправлено пассажирских вагонов 50, продано пассажирских билетов 16217, передано частных телеграмм 5343, служебных - 95936. Одновременно с возведением станции Кормиловка началось интенсивное заселение южной части современного Кормиловского района. При проектировании Сибирской магистрали ставилась цель создавать вдоль дороги более густое население, в связи с этим было создано переселенческое управление при Комитете Сибирской дороги. Землемеры этого управления должны были обследовать все земли, лежащие в 100 верстах севернее и в 100 верстах южнее дороги. Старожилам оставлялось по 15 десятин на мужскую душу, из оставшихся излишков нарезались участки для переселенцев.

С 1892 года начались землеизмерительные работы в Сыропятской волости и нарезка участков для новых деревень. Рекомендовалось присваивать участкам названия, которые бы нравились переселенцам. Одним из первых нарезан был участок на южном берегу Оми и назван именем Тобольского губернатора, строителя дороги Екатеринбург-Тюмень Е.В. Богдановича – д. Богдановка. С началом регулярного движения по железной дороге от Челябинска до Омска увеличился приток переселенцев. Прибыли первые группы на участки, где стали застраиваться Аксаковка, Никитинка (1895 год, названа по имени поэта И.С. Никитина), Немировка, Новороссийка. Пополнялось население основанных деревень: Новоселье, Самаринка, Веселый Привал, Царские Колодцы, Латышки. Деревням, которые возникали на местах заимок, давались двойные названия – официальные, данные землемерами, и по заимкам. Новоселье называлось Лобовкой, Самаринка – Брюхановкой, Веселый Привал – Варлаковкой. Один из жителей Сыропятки за высокий рост был прозван Царем, его заимка с колодцем называлась Царские колодцы. В 30-х годах село было переименовано в Черниговку.


22.08.2018 07:40

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter