ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

09 января 2018 года, 09:01

Зачем нужно вносить в ЕГРН сведения об объектах культурного наследия, водного и лесного фондов

Установление границ объектов культурного наследия, их территорий и зон

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из важнейших задач органов государственной власти. При этом большое значение имеет содержание в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений об их территориях и зонах охраны. Отсутствие такой информации зачастую приводит к совершению градостроительных ошибок при предоставлении земельных участков органами местного самоуправления и к нарушению требований, запрещающих виды деятельности, которые могут нанести ущерб физической сохранности объекта и его визуальному восприятию.

В границах территорий объектов культурного наследия запрещается проектирование и проведение различных видов работ, за исключением тех, которые направлены на их сохранение. Информация об объектах культурного наследия, территориях и зонах направляется Министерством культуры Омской области и вносится в ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости». По состоянию на декабрь 2017 года в ЕГРН содержатся сведения об объектах культурного наследия народов Российской Федерации, среди которых 228 объектов недвижимости, 95 территорий объектов культурного наследия и 16 зон охраны. Из указанного числа объектов недвижимости 194 находятся на территории города Омска, 34 объекта - на территории районов Омской области (Исилькульский, Москаленский, Одесский и Тарский).

Все объекты культурного наследия, содержащиеся в ЕГРН, внесены с видом «Памятник» и подразделены на категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения. В основном они относятся к эпохе XIX-XX вв. Это памятники, посвященные героям Великой Отечественной Войны, памятники Ленину, особняки и торговые дома, гостиницы и больницы. Всего на территории Омской области расположен 2141 объект культурного наследия, из них 1206 – объекты археологического наследия. Содержание в ЕГРН сведений об объектах культурного наследия позволяет любому человеку получить информацию о том, находится ли объект недвижимости под охраной государства.

В целях наполнения ЕГРН сведениями об объектах культурного наследия, их территориях, зон охраны и защитных зонах, Планом мероприятий «дорожная карта» по внедрению в Омской области целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» предусмотрена реализация мероприятий по определению границ территорий объектов культурного наследия, границ зон охраны таких объектов и включение в ЕГРН данных сведений, а также актуализация сведений об объектах культурного наследия в части определения их статуса принадлежности к объектам культурного наследия.

Справка: К культурному наследию относятся объекты, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии и т.д. Одними из самых знаменитых объектов культурного наследия в Омской области являются: здание Драмтеатра, Пожарная каланча, Свято-Никольский Казачий собор, Такмыкская слобода на территории Большереченского района, Спасский собор в городе Тара и т.д.

О некоторых особенностях отнесения земельных участков к категории земель, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в том числе в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельных участков к определенной категории земель.

Принятие указанного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

В соответствии с порядком ведения государственного лесного реестра, утвержденного приказом Рослесхоза от 30.05.2011 № 194, ГЛР представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках.

ГЛР ведется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В границах лесничеств и лесопарков проектируются лесные участки.

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно сведениям о составе земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса Омской области (утверждены приказом Минприроды России от 06.10.2016 № 514) на 1 января 2017 года площадь земель лесного фонда составляет 5950647 га. По состоянию на конец 2017 года площадь земельных участков лесного фонда в ЕГРН увеличилась до 5961744 га.

Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Вне зависимости от указанной даты земельный участок всегда относится к землям населенных пунктов (переводится в категорию земель населенного пункта), если в соответствии со сведениями ЕГРН о местоположении его границ земельный участок находится в границах населенного пункта.

Также земельный участок, если права на него возникли до 8 августа 2008 года (в том числе в случае последующего перехода прав на данный участок после 8 августа 2008 года), относящийся к категории земель лесного фонда, но предоставленный не для целей ведения лесного хозяйства, а для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, либо образованный из таких земельных участков, относится к категории земель населенных пунктов (если он находится в границах населенного пункта) или к категории земель сельскохозяйственного назначения (если он расположен за границами населенных пунктов).

При этом принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется. Изменение в ЕГРН сведений о категории земель (внесение или изменение сведений о категории земель) осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами в редакции Федерального закона № 280-ФЗ, органом регистрации прав самостоятельно без представления (направления) в порядке межведомственного информационного взаимодействия каких-либо решений со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления, либо на основании заявления правообладателя и представленных заявителем документов.

В случае, если категория земель не указана в ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, то согласно Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Указанное правило применяется независимо от наличия в ГЛР, лесном плане субъекта РФ и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда. В указанном случае орган регистрации прав вносит сведения о категории земель земельного участка на основании документов (содержащихся в них сведений), направленных в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При подготовке межевого плана в отношении вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения их границ кадастровый инженер в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» вправе обратить внимание органа регистрации прав на наличие таких обстоятельств.

Кроме того, до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года;
2) смежным земельным участком является лесной участок.

Установление границ зон с особыми условиями использования водных объектов

К зонам с особыми условиями использования территории, установленных в отношении водных объектов, относятся водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, зоны затопления и подтопления. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) вносит сведения о таких зонах в государственный водный реестр (ГВР), а затем направляет их для внесения в ЕГРН с учетом требований, которые установлены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532.

В границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон затопления и подтопления запрещается:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов вредного производства, хранилищ пестицидов и агрохимикатов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств);
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств;
6) сброс сточных (дренажных) вод;
7) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых;
8) распашка земель;
9) размещение отвалов размываемых грунтов;
10) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
11) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления (запрещено только в границах зон затопления, подтопления).

Таким образом, установление границ зон с особыми условиями использования водных объектов имеет важное значение при формировании земельных участков, так как предупреждает риск возникновения нарушений при предоставлении юридическим и физическим лицам земельных участков, фактически попадающих в границы указанных зон.

Кроме того, в ЕГРН вносятся обременения и ограничения использования земельных участков, находящихся в собственности или на ином праве пользования, что также обязывает собственников, владельцев или пользователей соблюдать правовой режим земельных участков.

По состоянию на декабрь 2017 года в ЕГРН содержатся сведения о границах 19 зон затопления и подтопления, установленных на территории Черлакского муниципального района Омской области. Сведения о береговых линиях, водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, установленных на территории Омской области, в ЕГРН отсутствуют.



Адрес полной версии этой страницы: http://omskportal.ru/ru/municipal/localAuthList/3-52-223-1/officialsite/news/2018/01/09/1515463330987.html
Портал Правительства Омской области
www.omskportal.ru